Разумно ли запрещать детям смартфоны? Спросили психолога и зумеров, выросших без них
«На меня смотрели как на дуру»
Осенью 2024 года власти Австралии приняли закон, который запрещает детям до 16 лет заводить аккаунты в соцсетях — аналогичная мера действует во Франции и некоторых штатах Америки, а в ноябре 2024 года ее обсуждали и депутаты Государственной думы. Запрет на соцсети часто связан с ограничениями на пользование смартфонами в стенах учебных заведений — они, к примеру, вступили в силу в России в конце декабря 2023 года.
Автор: Степан Бальмонд
Большинство россиян подобный запрет поддерживают — согласно опросу сервиса SuperJob, за него выступают более 80 % родителей школьников и преподавателей. При этом про отношение самих учеников, которых он касается напрямую — зумеров-старшеклассников и младших альфа, — мало что известно, так как качественных опросов среди них не проводят.
Чтобы понять, как идея запретов смартфонов и доступа к интернету в целом может отразиться на молодом поколении, «Большой Город» обратился к выпускникам школ, а также попросил преподавателя, детского психолога Ирину Белобородову объяснить, в чем могут быть плюсы и минусы такого решения.
«Общение детей очень сильно завязано на том, что происходит в интернете — и, не зная ничего об этом, ты становишься изгоем»
Мария, 18 лет
Я училась в школе с 2014 по 2023 год. Интернет был в свободном доступе у всех ребят, но у меня он появился лишь в 12–13 лет, еще на кнопочном телефоне, а в 14 лет — уже на смартфоне. Тем не менее нормально пользоваться сетью я смогла лишь после совершеннолетия — до этого на устройствах стоял родительский контроль. Со слов родителей, такое ограничение они сделали якобы из-за моего плохого зрения, но мне кажется, что большую роль в этом решении сыграл их гиперконтроль.
Отсутствие интернета оказало большое влияние на мою коммуникацию с другими ребятами в школе. Большинство из них общались о вещах, о которых я ничего не знала — играх, мультфильмах, блогерах. Чтобы не оставаться совсем одной, я обычно стояла рядом с компанией и просто поддакивала, из-за чего выглядела, скорее всего, нелепо и становилась объектом для подшучиваний. Это не было травлей, но мне могли сказать, что я выгляжу как какой-то нелицеприятный персонаж из интернета — и я соглашалась, даже не понимая, что это могло быть оскорблением. Иногда мне задавали какие-то вопросы, связанные с сетевой культурой, а я просто ничего не могла ответить и оказывалась в неловком положении.
Большинство ребят общались о вещах, о которых я ничего не знала — играх, мультфильмах, блогерах
Общение детей, особенно в начальных классах, очень сильно завязано на том, что происходит в интернете — и, не зная ничего об этом, ты становишься изгоем. Мало кто хочет общаться с человеком, с которым не о чем говорить и невозможно даже списаться, чтобы назначить встречу и пойти погулять. Мне кажется, что я могу это понять.
Я не пробовала поговорить об этой ситуации с родителями — меня приучили, что «нет значит нет», и выпрашивать я даже не решалась. Уже потом я спросила, почему они так ограничивали меня — мама и папа отвечали, что просто переживали за мое зрение, а о социальных последствиях даже не думали. Зрение у меня и правда не очень, но я не думаю, что телефон сильно бы на него повлиял — скорее, большую роль сыграла тревожность самих родителей.
Интернет дал мне очень много возможностей: стало легче общаться и удобнее жить, потому что я смогла заводить друзей в интернете и даже элементарно ориентироваться в городе. После выпуска из школы я поступила на специальность, связанную с IT — без интернета это было бы просто невозможно.
Мне не нравится, когда родители дают телефоны совсем маленьким детям, но если речь идет о школьниках, то к запретам пользоваться мобильными я отношусь с негативом. Люди, которые их поддерживают, сами пользуются сетью и не понимают, сколько преимуществ это дает — как быстро они могут узнавать новости, строить маршруты, связаться с близкими, решать рабочие вопросы и находить нужную информацию. Считать, что «раньше не было интернета и нормально росли», глупо — мир быстро меняется, и в этом движении нельзя стоять на месте. Даже спустя время я среди ровесников иногда чувствую себя «чукотской девчонкой», потому что многое упустила из-за того, что так долго была не на связи с миром, как остальные.
«Иметь телефон даже „для вида“ казалось очень важным — меня беспокоило, что в школе он был у всех, кроме меня»
Екатерина, 20 лет
Я окончила школу в 2022 году. В начальных классах телефонов практически ни у кого не было, а вот в средней школе они появились уже почти у всех. Кнопочного телефона у меня никогда не было, а смартфоном я начала пользоваться в классе седьмом, но заходить в интернет с него родители мне запрещали — они считали его полным опасной для детей информацией.
Этот телефон мне подарили на Новый год, но проходила я с ним совсем недолго — летом я поехала с родителями на юг и случайно оставила его на солнце, из-за чего он взорвался. Новый покупать мне не стали, сказав, что я сама виновата в случившемся, а если случится экстренная ситуация, то я смогу связаться с ними через стационарный телефон в школе. На замену я накопила уже сама благодаря тому, что устроилась на подработку.
Дети используют смартфоны для списывания домашних заданий, игр и просмотра контента, который может негативно сказаться на их психике и развитии
И до, и после телефон я использовала в основном для фотографий, а в интернет выходила только с компьютера. Заработать на новый смартфон я решила по двум причинам: во-первых, мне самой хотелось работать и купить что-то на собственные деньги, а во-вторых, иметь телефон даже «для вида» казалось очень важным — меня беспокоило, что в школе он был у всех, кроме меня.
Отсутствие телефона и запрет пользоваться мобильным интернетом по-своему сказался на отношениях с ровесниками. Я помню, что одноклассники проводили в них все время на переменах и обсуждали соцсети — а я была вне контекста. Однако в моем случае, будь у меня доступ к интернету, ситуация вряд ли бы что-то изменила: в классе, где была популярна культура оффников, я мало с кем дружила в принципе и чаще сидела одна за партой, а в свободное время либо читала книги, либо общалась с девочками из параллели.
Я поддерживаю идеи частичного ограничения использования телефонов детьми, но в условиях российской глубинки реализовать их, мне кажется, слишком сложно. А в частных школах с хорошей атмосферой, где у детей нет телефонов до 14 лет, это пойдет во благо. Сегодня дети используют смартфоны для списывания домашних заданий, игр и просмотра контента, который может негативно сказаться на их психике и развитии, поэтому я считаю, что это приносит больше вреда, чем пользы.
«Если кто-то у меня спрашивал, есть ли у меня страницы в соцсетях, я разводила руками — и на меня смотрели как на дуру»
Ева, 30 лет
Я выпустилась из школы в 2013 году — в начале, конечно, мобильные телефоны были далеко не у всех, но классу к седьмому кнопочные были почти у каждого одноклассника, а к 11-му — уже и смартфоны. Я была исключением: кнопочный телефон у меня появился только в шестом классе, а смартфон мама не могла мне купить, потому что не хватало денег.
С первого класса меня считали странной, поэтому отсутствие смартфона стало далеко не главным фактором, почему общение с одноклассниками на складывалось. Тем не менее мобильный все равно считался показателем статуса, особенно если у него был доступ в интернет. На переменах ребята постоянно слушали музыку или сидели в VK, а я лишь рисовала в тетради, потому что таких развлечений на моей кнопочной Nokia не было. Я не понимала шуток и тем для разговоров, мемов тех лет, о которых шутили другие. Было немного обидно, что этим я отличалась от остальных, а насмешек над собой я не замечала — они были и без этого. Домашний интернет у меня и вовсе появился только в десятом классе, поэтому, если кто-то у меня спрашивал, есть ли у меня страницы в соцсетях, я разводила руками — и на меня смотрели как на дуру.
Первый смартфон у меня появился, только когда я поступила в вуз. Я наконец-то смогла слушать музыку когда и где захочу и заходить в интернет не только дома с компьютера. Однако на социализацию это никак не повлияло — я так и осталась застенчивой интроверткой, какой и была.
К запретам на пользование телефоном я отношусь негативно. Я понимаю, что мобильные могут отвлекать на уроках — и даже видела это на примере своих одноклассников, но держать связь с родителями в любую минуту важно, поэтому лучше, чтобы у ребенка всегда был телефон при себе, даже в школе.
Почему телефоны важны для детей — и как сделать их использование безопасным без чрезмерных запретов
Ирина
Белобородова
детский психолог и преподаватель онлайн-школы психологических профессий «Психодемия»
Какую роль играют смартфоны в подростковой коммуникации?
— Ведущей деятельностью подросткового возраста является выстраивание отношений со сверстниками. Именно в этой деятельности происходит основная линия развития личности подростка, что объясняет такую высокую значимость для подростка доступ к группам сверстников.
Смартфон в этом контексте становится одним из основных инструментов общения и нахождения общих интересов — особенно в условиях изоляции подростков в больших городах. Помимо школы, современные дети часто имеют меньше возможностей личного общения, чем подростки прошлого. Высокая учебная нагрузка, обилие репетиторов и дополнительных занятий порой не оставляют пространства для свободного общения и обмена интересами. Зачастую расписание детей ограничено образовательными активностями, а отпускать ребенка свободно гулять в большом городе готовы не все родители. Таким образом, смартфон, а точнее социальные сети и чаты, позволяют найти друзей по интересам. Особенно если с одноклассниками такого смыслового пересечения не случилось.
Кроме того, платформой для общения и выстраивания связей могут быть и игровые онлайн-сообщества — они действительно могут быть не абсолютно безопасными, но при этом остаются значимыми в жизни ребенка. Смартфон дает доступ к играм, которые также являются предметом активного обсуждения в школе и вне ее. Просмотр мультфильмов, чтение комиксов и книг также нередко происходит именно с помощью гаджета. Телефон сегодня становится базой не только для общения, но и для поиска информации и развлекательного контента.
Почему родители поддерживают запрет смартфонов?
Обеспокоенность родителей общением ребенка с гаджетом кажется понятной по ряду причин:
-
Интернет предоставляет не только возможности для общения и обучения, но и предлагает порой неуместный для подростков контент, который может навредить развитию или эмоциональной сфере.
-
Социальные сети дают возможность анонимности — и неизвестно, с кем ребенок может выйти на контакт и насколько безопасным будет такое общение, а сами родители далеко не всегда могут просмотреть чаты или оценить круг общения своих детей в виртуальном пространстве.
Тем не менее смартфон является культурным орудием, столкновение с которым неизбежно — рано или поздно ребенку придется научиться безопасно взаимодействовать с ним: отбирать информацию, проверять ее источники, оценивать риски и быть избирательным в онлайн общении. Поэтому полный запрет вряд ли сможет помочь этим целям. Более уместным может быть выстраивание доверительного контакта с ребенком и обсуждение плюсов и минусов использования интернета и телефона, позитивных эффектов и потенциально опасных сценариев — так же как обучение правильному поведению на улице и в общественных пространствах.
Как сделать взаимодействие ребенка с телефоном безопасным?
Существуют разные варианты программ родительского контроля, но полагаться только на них не стоит — они не сработают качественно, если применять их только как внешнюю меру контроля и наказаний, превращая взаимодействие с гаджетом и ребенком в войну и длительное сопротивление. Кроме того, в условиях жестких ограничений ребенок всегда найдет обходные пути, как заполучить запрещенный контент — или найдутся друзья, которые предоставят доступ к своему гаджету.
Более продуктивным является доверительный и открытый диалог с ребенком — например:
-
Обговорить цели использования смартфона, его плюсы и минусы;
-
Обсудить экранное время и уместные способы использования гаджета;
-
Поговорить о безопасности в Сети и объяснить основные правила — как отбирать контент, проверять безопасность тех, с кем общается, защищать себя в Сети и что делать, если увидел что-то пугающее, странное, неприемлемое.
Такой разговор, конечно, должен быть не один. Если мы идем путем глобального запрещения или осуждения гаджетов в целом, мы сразу выстраиваем стену между собой и ребенком. Иногда имеет смысл действительно поинтересоваться играми, в которые играет ребенок, узнать, что он смотрит, читает. И даже, если вы не любите аниме, вам неинтересно играть в компьютерные игры, нелишним будет поговорить с ребенком о том, что привлекает в этом именно его, ведь каждый ребенок находит нечто свое в любом контенте.
Взрослым не стоит забывать: отобрать гаджет не значит научить умеренно и экологично пользоваться им. Такой внешний контроль не вырабатывает у ребенка навыка самостоятельно регулировать себя, а ведь именно в этом и заключается помощь значимых взрослых. Проанализировать использование гаджета, экранное время, контент.
Эффективнее обсудить, что из возможностей смартфона действительно может быть полезным и важным для ребенка, а что может нести опасность. Здесь важно быть готовым признать, что гаджет не абсолютное зло, и быть готовым признать важность некоторых активностей для ребенка, а также помочь ему научиться включаться в них безопасно, с заботой о своем физическом и ментальном здоровье.
Наконец, важно проанализировать расписание ребенка и его реальные возможности для общения офлайн: выяснить, достаточно ли для этого времени и возможностей, не переутомляется ли он в академическом процессе и дополнительных активностях, после чего использует телефон как единственный способ отвлечься и расслабиться — точно так же как и некоторые взрослые. Исправить эту ситуацию помогут группы общения, игровые офлайн-клубы, интересные активности и встречи в выходные, которые покажут детям возможности живого общения. И главное — почаще открыто общаться с детьми, развивать доверие.
фотографии: DimaBerlin — stock.adobe.com