В кинотеатрах все еще можно найти «Другого человека», награжденного берлинским «Медведем» за лучшую главную роль. Густо загримированный Себастиан Стэн играет актера с «особенностями», который верит, что, изменив внешность, он изменит свою жизнь. О красоте и уродстве, которые решают судьбу человека, рассказывает Артур Завгородний.

Автор: Артур Завгородний

 

«Другой человек»/A Different Man

режиссер

Аарон Шимберг

В ролях

Себастиан Стэн, Ренате Реинсве, Адам Пирсон, Майкл Шеннон

Эдвард — человек тихий, скромный, одинокий. Он страдает редким заболеванием: его лицо покрыто наростами и складками, поэтому прохожие, коллеги и соседи смотрят на Эдварда с ужасом и отвращением. Люди просят героя показать лицо, чтобы посмеяться или отвернуться.

 

 

Бедолага живет в тесной квартире, где потолок протекает и покрывается плесенью. Однажды в доме появляется милая соседка по имени Ингрид, и она драматург. Ингрид и Эдвард становятся друзьями, он дарит ей пишущую машинку, а она обещает написать пьесу, в которой сыграет Эдвард. Кажется, для нее чужое уродство — это фетиш, пугающий и притягательный. И в это же время Эдварду предлагают экспериментальное лечение, чтобы подарить ему новую жизнь.

«Другой человек» — трагикомичная история радикального преображения с пресловутой толерантностью и инклюзивностью. После чудодейственной операции кожа героя отслаивается. Метаморфозы происходят мучительно и жутковато в духе Кроненберга. Старая плоть слезает, а под ней — уже другое лицо, гладкое, красивое. Но понятно, что никакой другой жизни у Эдварда не будет. Теперь он представляется Гаем, но внутри все тот же Эдвард. Далее для зрителя следует скучное затемнение, а для героя — безнадежная тоска.

 

 

Режиссер Аарон Шимберг пытается скрестить сказку с былью. Не просто так персонажи вспоминают «Красавицу и чудовище». Кажется, что отныне все будет иначе. Герой находит новую работу, знакомится с новыми людьми. Он встречает Ингрид, выдавая себя за другого человека. Однако ирония в том, что Эдвард был рожден, чтобы играть Эдварда, поэтому, когда выясняется, что Ингрид написала пьесу (она так и называется «Эдвард»), он решает сыграть в ней главную роль, настоящего себя.

 

 

Драма обостряется, когда в жизни героев появляется Освальд, как бы двойник Эдварда, человек с тем же недугом. Но если после операции Эдвард продолжает изображать из себя жертву, то этот мужичок — праздник. Освальд болтлив. Он поет в караоке, занимается йогой в парке, заигрывает с женщинами и даже не думает менять лицо. Что теперь — рыдать, обижаться и жаловаться? Вместо этого Освальд крадет у Эдварда роль и становится главным мужчиной в жизни Ингрид. Видите ли, Освальд — настоящий, а Эдвард и не жил вовсе.

«Человек-слон» Линча и «Второй шанс» Франкенхаймера — вот что вспоминаешь, глядя на «Другого человека», но смысл фильма слишком банален. Нас хотят убедить, что нет никакого презрения к больным. Все уродство внутри. А значит, нечего стыдиться и на зеркало пенять, коли рожа крива. Главное — принять себя, потому что человек — звучит гордо, а остальное — в глазах смотрящего. И кого автор пытается обмануть?

 

Фотографии: «Вольга»