В следующую субботу, 26 октября, в рамках ярмарки современного искусства Cosmoscow в «Тимирязев Центре» состоится Sound Up x Cosmoscow: Performa. Korowod — масштабный перформанс, фестиваль неординарных музыкальных событий Sound Up. В перформансе примут участие группа Zventa Sventana, фольклорный ансамбль РАМ имени Гнесиных, режиссер Юрий Квятковский и художник Илья Старилов. Они вместе со зрителями отправятся в необычное путешествие — от русской деревни до техно-вечеринки. Со сцены будут звучать как аутентичные фольклорные напевы, собранные вокалисткой Тиной Кузнецовой и участниками ансамбля РАМ имени Гнесиных, так и их современные интерпретации.

Последнее — новые переложения фольклорной музыки — это вообще весьма интересный феномен. Традиционное народное творчество — неотъемлемая часть культурной ДНК любой нации, но в современном мире оно редко оказывается в центре внимания. В городах фольклор можно услышать разве что на специальных фестивалях, которые привлекают ограниченный круг ценителей, а не на популярных концертных площадках. Даже в деревнях народные песни сегодня сложно найти. Фольклористам приходится отправляться в отдаленные районы в поисках аутентичных образцов традиционного искусства, находить песни, которые передавались из поколения в поколение, и постигать, как именно их исполняли.

Автор: Олег Соболев

Тем не менее и у нас, и за рубежом всегда находятся музыканты, для которых фольклор становится отправной точкой для новых музыкальных экспериментов.

Словно микробиологи, ставящие эксперименты, они пытаются скрестить ту самую культурную ДНК своей родной музыки с современными стилями и направлениями. Так, степные шаманские песни превращаются в металлические гимны, арабская музыка наполняется электронными ритмами, а народные мелодии перерабатываются в симфонии. В общем, как делает это группа Zventa Sventana: берет фольклорный материал и превращает его в музыку, максимально актуальную для сегодняшнего дня. О нескольких примерах такого любопытного синтеза родного старого и неожиданного нового рассказывает музыкальный критик и автор канала Sobolev///Music Олег Соболев.

 

 

The Hu — «Yuve Yuve Yu»

Монгольская группа The Hu позиционирует себя как фолк-металлическую, но ее стиль корректнее назвать фолк-роком. Все-таки монгольские народные струнные инструменты моринхур и топшуур, которые The Hu умело используют, звучат для метала довольно мягко, и поэтому саунд группы получается не таким уж экстремальным. Разумеется, горловое пение, самый известный элемент народной монгольской музыки, The Hu тоже используют. Вокалисты группы Галбадрах Цэндбаатар, Энхсайхан Батжаргал и Нямжанцан Галсанджамц поют о древних монгольских народах, войнах и древней истории страны, полной кровопролитных конфликтов, так что музыка выходит достаточно боевитая. И очень выразительная.

 

 

M.I.A. — «Bad Girls»

Британская певица тамильского происхождения Майя Арулпрагасам на рубеже 2000-х и 2010-х была настоящей мировой звездой. Она выступала на Супербоуле, получала высшие награды индустрии, ну а ее главный хит «Paper Planes» вы сами наверняка хорошо помните. Пик творчества Майи — ее безумные альбомы «Kala» (2007), «/\/\/\Y/\» (2010) и «Matangi» (2013), первым синглом с которого как раз и была песня «Bad Girls». Сопровожденная шикарным клипом Ромена Гавраса, «Bad Girls» — один из безусловных шедевров в творчестве Арулпрагасам. Эта дерзкая песня прекрасно демонстрирует фирменный стиль певицы: из звуков и мелодий арабской, южноиндийской классической и болливудской музыки получается лютый танцевальный трек. Бомба и взрыв.

Zventa Sventana — «На горе мак»

Тина Кузнецова и Юрий Усачев берут фольклорные русские напевы и превращают их в разудалую, дикую и при этом очень тонкую электронную музыку. «На горе мак» — призывная и звонкая песня из села Посреднего в Алексеевском районе Белгородской области, в интерпретации Zventa Sventana обернувшаяся в поистине психоделическое техно. Для записи использована только драм-машина, бас, наигрыши на скрипке и множество наложений голоса Тины Кузнецовой, которые звучат то как хор, то как загадочные электронные инструменты. Венчает все страшный и красивый клип с актрисой Варварой Шмыковой в главной роли.

Анушка Шанкар — «Bright Eyes»

(с участием Алев Ленц)

Дочь легендарного индийского музыканта Рави Шанкара, научившего Джорджа Харрисона играть на ситаре, и единокровная сестра известной джазовой певицы Норы Джонс, Анушка Шанкар продолжает и развивает дело своего отца. Если Рави Шанкар познакомил западный мир с ситаром и североиндийской музыкой, то Анушка делает дополнительный шаг вперед: экспериментирует с интеграцией индийских мелодий и ритмов в пространство западного джаза и поп-музыки. Прекрасный тому пример — виртуозная баллада «Bright Eyes», записанная с немецкой певицей Алев Ленц. Ситар с его звонким звучанием отлично вписывается в камерную атмосферу этой джазовой песни о разбитом сердце и ушедшей любви.

 

 

Севара Назархан — «Gazli»

Узбекская певица Севара Назархан приобрела довольно большую известность в России после выхода своего первого русскоязычного альбома «Так легко», участия в шоу «Голос» и «Точь-в-точь», однако была артисткой международного значения еще до этого. Ее первый альбом «Yol Bolsin» вообще был записан на студии Real World Питера Гэбриела и издан одноименным лейблом. Большинство песен на пластинке — народные, однако самый удивительный трек — вот этот кавер на песню Батыра Закирова «Красавица Газли», написанную композитором Икрамом Акбаровым в 60-х и посвященную прекрасным девушкам одноименного рабочего поселка. Полная традиционных народных инструментов аранжировка самой Назархан и французского кудесника странной музыки Эктора Зазу превратила эстрадно-народную вещь Акбарова в мистический пятиминутный эпос. Совершенно неотличимо от настоящих узбекских народных песен на альбоме.

Altın Gün — «Ordunun Dereleri»

Голландско-турецкая группа Altın Gün активно работает с традициями турецкой музыки: в ее творчестве есть место как осовремененному анатолийскому року 70-х, так и классической турецкой эстраде и народной песне. «Ordunun Dereleri» — одна из последних. Это классическая баллада из черноморского региона Турции о несчастной любви богатого красавца Мехмеда и бедной девушки Хаджер. В исполнении Altın Gün песня приобрела призрачное и гнетущее звучание — нечто среднее между саундтреком к фильму «Драйв» и классическим синти-попом 80-х.

Омар Сулейман — «Bahdeni Nami»

Омар Сулейман еще с юности пел на свадьбах, но по-настоящему прославился только в 40 с лишним лет, в начале 2010-х. Именно тогда быстрый ливанский народный стиль дабка, на котором этот сирийский певец специализируется, зазвучал в исполнении Сулеймана со сцен европейских музыкальных фестивалей и очень быстро покорил слушателей. С тех пор артист выпустил пять полноценных альбомов, для работы над которыми часто привлекал именитых западных продюсеров. Так, песню «Bahdeni Nami» спродюсировал Киран Хебден, он же — Four Tet, один из главных британских электронщиков современности. Фирменный аккомпанемент дабка — народные ударные, струнные и духовые инструменты — как и всегда у Сулеймана, переведен в синтезатор и драм-машину: получается столь же современно, сколь и традиционно. А еще немного меланхолично.

Джон Хасселл — «Malay»

Американский трубач Джон Хасселл работал с классиками минимализма — Терри Райли и Ла Монте Янгом, изучал европейский сериализм в Кёльне и индийскую музыку у Пандита Пран Ната, сотрудничал с Talking Heads, Брайаном Ино, Дэвидом Сильвианом и Питером Гэбриелом (куда же без него). В его собственной музыке все эти связи, пересечения и влияния разобрать на первый взгляд очень сложно. Уж слишком уникален у Хасселла авторский стиль. Он сам называл свою работу «музыкой четвертого мира» — попыткой объединить звуковые традиции мировых культур, эмбиент, академическую музыку и джаз. Malay — дикая, завораживающая композиция с его альбома «Dream Theory in Malaya: Fourth World Volume Two», для которой Хасселл вдохновлялся музыкой народа сенои, коренных жителей материковой Малайзии. Сенои, как известно в западной антропологии, уделяли особое внимание снам, которыми делились в семье по утрам, и устраивали ритуалы в их честь. Вот и музыка у Хасселла получилась как будто из сновидения.

 

Обложка: Zventa Sventana