«Все совпадения неслучайны»: Почему новый сериал режиссера «Гарри Поттера» не удался?
Обидное фиаско с оскароносным составом
11 октября состоялась онлайн-премьера нового проекта Альфонсо Куарона («Гарри Поттер и узник Азкабана», «Гравитация») — семисерийной детективной драмы «Все совпадения неслучайны» по одноименному роману Рени Найт, премьера которой прошла в рамках Венецианского кинофестиваля. Мнения критиков о сериале в основном были положительными, однако они, скорее всего, не смотрели его до конца. Кинокритик Иван Афанасьев смог ознакомиться с сериалом целиком — и выносит грустный вердикт: звездный состав и эффектное исполнение не спасают его от звания дорогого, но скучного «мыла».
Автор: Иван Афанасьев
«Все совпадения неслучайны»
Кэтрин Рейвенскрофт — успешная теледокументалистка, специализирующаяся на разоблачениях. Она живет скучной жизнью успешной дамы, которая замужем за слегка истеричным и неуверенным в себе владельцем сети НКО, пытается наладить отношения с хамоватым и непутевым сыном-травокуром и частенько врет — даже когда говорит, что понимает разницу между белым и красным вином. Однажды ей по почте приходит книга с оригинальным названием «Идеальный незнакомец». Прочитав ее (вообще, все персонажи сериала почему-то сразу хватаются за чтение этой нехитрой брошюрки), Кэтрин видит в героине саму себя из прошлого, а муж, которому тоже отправили копию книги, узнает, что жена ему ранее изменила. Да и вообще загадочный отправитель решает разрушить жизнь женщины и ее семьи.
Впрочем, не такой уж он и загадочный — личность мстителя нам раскрывают почти сразу: это престарелый учитель литературы Стивен Бригсток, чьему сыну посвящена книга — он погиб во время отпуска, который проводил с Кэтрин, 20 лет назад. Это, если что, так себе спойлеры: интригу «Все совпадения неслучайны» держит до последнего, но зритель насмотренный раскусит каждый поворот задолго до финала. Куда большая интрига — почему именно этот, мягко говоря, не самый великий и не то чтобы очень успешный роман писательницы Рени Найт взял для экранизации Альфонсо Куарон, до этого не выпускавший ничего аж целых шесть лет со времен оскароносной «Ромы».
Да не просто экранизировал, а сам написал к нему сценарий и еще зазвал в проект воистину впечатляющий набор действующих лиц. Среди операторов — звезды цеха Эммануэль Любецки и Брюно Дельбоннель; у первого, вечного соратника Куарона, аж три «Оскара», у второго — шесть номинаций. На главные роли пригласили не менее мощный состав: Кейт Бланшетт с двумя статуэтками, Кевин Клайн с одной, Саша Барон Коэн в двумя номинациями. Да и у самого Куарона аж пять золотых болванчиков. Ну не может такой состав выдать какую-то фигню, скажет даже самый прожженный скептик! Скажет... и удивится, что именно какую-то фигню этот звездный состав и выдал под названием «Все совпадения неслучайны».
Больше всего «Дисклеймер» (именно так сериал называется в оригинале) напоминает премиальное «мыло» ветерана американского телевидения Дэвида Э. Келли: «Отыграть назад», «Большая маленькая ложь», «Презумпция невиновности» и далее по списку. Образ Кейт Бланшетт сразу вызывает в памяти любимицу же сериалов Келли, превратившуюся в образцовую «скучную успешную вуман» Николь Кидман последних скольких-то лет. Собственно, и отыгрывает Бланшетт, что называется, на автомате, без сучка и задоринки, максимально дежурно — иногда срываясь на аккуратные, выверенные актерские эмоциональные качели, но большую часть времени пребывая в привычном для нее амплуа королевы невозмутимости. Коэн смешно играет истеричного рохлю; Кевин Клайн, самый впечатляющий в касте, аккуратненько, с хитрой улыбочкой наматывает саспенс на скелет драматургии, тихонько плетя свои сети, как старый мудрый паук.
Здорово, но все это мы уже видели, и не раз. При этом Куарон, который все-таки же смог что-то выискать в этой не слишком яркой истории (либо же боссы из Apple залили его деньгами и у него просто не было выбора), пытается разрядить тусовку прекрасных скучающих актеров в меру изысканной режиссурой и различными приколами. Допустим, две сюжетные линии, в которых Рейвенскрофт поочередно играют Бланшетт и Лейла Джордж из «Воспитанных волками» в молодом амплуа героини, довольно сильно различаются чисто визуально.
Можно предположить, кстати, что Брюно Дельбоннель как раз отвечал за европейские сцены из прошлого: они сняты в стилистике висконтиевских фильмов а-ля «Смерть в Венеции», с легкой зернистостью и эффектом ухода в затемнение через сужающийся круг, как в старых мультфильмах (правда, этот эффект довольно быстро начинает раздражать). У Любецки же как будто ровно наоборот — контрастная, очень четкая картинка в современности, киношная и сочная. Снято все здорово, но не сказать, что как-то очень уж изобретательно. Откровенно говоря, такое мог бы снять кто угодно — необязательно было привлекать для этого мэтров такого уровня, чтобы в итоге снимать на банальнейших «восьмерках».
А главное — красота красотой, но сериал от этого интереснее не становится. Хотя Куарон попытался оживить, уж извините, мертворожденный сюжет любопытным, но поверхностно реализованным драматургическим приемом: у каждого персонажа здесь своя правда. Это вполне соотносится и с темой сериала: вся интрига построена на том, не врет ли книга мистера Бригстока (которую, к слову, написал даже не он)? Или же врет Кэтрин? А то, что мы видим во флешбэках — всю ли правду выносит на зрительский суд ненадежный рассказчик? А чтобы было еще интереснее, таких рассказчиков тут аж три, и они попеременно — то от первого, то от третьего, то от второго лица — выдают зрителю крупинки информации, которую предстоит отсеять и профильтровать к финалу, что все расставит по своим местам.
И снова будем честными: интриги тут кот наплакал. Единственный, по сути, интересующий зрителя вопрос — виновна ли Кэтрин в смерти сына Стивена? Отсюда следует еще ряд вопросов: например, кто сделал интимные фотографии молодой Кэтрин в отеле и не из-за этой ли интрижки у нее натянутые отношения с сыном? Но финал не готовит зрителю каких-то особых сюрпризов — как уже говорилось ранее, возможные варианты, которые перебираются в корзине из самых банальных, почти наверняка окажутся верными. И отсюда проистекает самый главный недостаток сериала — собственно, его сериальность. Из «Все совпадения неслучайны» мог бы получиться неплохой, хотя и не хватающий звезд с неба телефильм на пару часов а-ля «Одинокие волки», с которым Куарон, конечно, едва ли вернулся бы в высшую лигу, но неплохо провел бы время, как и, должно быть, сам зритель.
Зачем было растягивать жиденькое бульварное чтиво, которым торгуют в аэропортах, до затянутого зрелища на семь серий — категорически непонятно. Я даже провел простой опыт: человеку, который ничего не знал про сериал, дал посмотреть первую серию и предложил угадать, что будет в конце. Совпадение было почти на 100 % верным. Выходит, совсем не нужно смотреть середину, достаточно увидеть первую и последнюю серии. Для телешоу с детективной основой это фатальный исход, на мой взгляд. И да, кто-то скажет: ты неправ, самое интересное, как правило, не «о чем», а «как». Увы, ни о чем и никак. Кейт-бланш на свободу самовыражения порой нуждается в цепкой руке редактора, даже если ты Альфонсо, «Оскар» возьми, Куарон.
Фотографии: Apple TV+