Художник Павел Зуданов — о паблик-арт-проекте «Быть здесь» и современном искусстве Липецка
«Чтобы сделать инсталляцию, на последние деньги купил часть распиленной черной BMW»
До 22 сентября в Подмосковье, на территории музея-заповедника «Горки Ленинские», местного жилого комплекса и в близлежащем лесу проходит выставка «Быть здесь». Более 40 работ — от инсталляций и скульптур до видео- и саунд-арта — расположились в необычных локациях на открытом воздухе. Выставка начинается в недостроенном бетонном павильоне, похожем одновременно на площадку для рейва и место съемки хорроров.
Автор: Настя Петракова
Одним из ключевых объектов в этом пространстве стала огромная надувная работа художника Павла Зуданова «Темные структуры». «Большой Город» расспросил его об объекте, профессии художника и жизни в родном Липецке.
— РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О СВОЕМ БЭКГРАУНДЕ. КОГДА ВЫ РЕШИЛИ, ЧТО ХОТИТЕ ЗАНИМАТЬСЯ ПАБЛИК- И ЛеНД-АРТОМ?
— У меня обычное, классическое образование — я окончил худграф. Первые пять лет после выпуска я занимался только объектами и живописью, но с 2017 года стал работать с инсталляцией, а в 2019-м и с паблик-артом. В 2019 году я сделал первый надувной паблик-арт «Открывая глаза» в Липецке. Глаза были склеены из ПВХ в надежде, что они не будут сдуваться, но мне все равно приходилось сплавляться через пруд на остров каждое утро, чтобы их поддувать.
2020 год стал переломным. Я понял, что мне очень не хватает образования в области современного искусства, а также вовлеченности в московский контекст, и поступил в «Свободные мастерские» ММОМА. Так началось безумное время непрерывного производства искусства. В декабре 2020-го я сделал свою вторую паблик-арт-работу в креативной деревне дизайн-завода «Флакон» для выставки «Прогноз погоды». А за 2021 год поучаствовал уже в 12 крупных выставках на «Винзаводе», в ММОМА, Новой Третьяковке, Музее Москвы, «Белых аллеях», а также побывал в выездной лаборатории в Николе-Ленивце с Николаем Полисским. Для подготовки к выпускной выставке в ММОМА я выбрал девиз «Безумие и отвага». И на последние деньги купил часть распиленной черной BMW E39, два листа железа и сварочный полуавтомат, чтобы сделать инсталляцию «Хлопнуть дверью». После этого я несколько месяцев жил при финансовой поддержке брата, как Ван Гог...
В 2023-м также было много проектов — в Москве, Санкт-Петербурге, Калуге, Казани, в которых я продолжал эксперименты с надувными инсталляциями.
— ВЫ РОДОМ ИЗ ЛИПЕЦКА, КАКАЯ АТМОСФЕРА В ЭТОМ ГОРОДЕ? ЕСТЬ ЛИ ТАМ ИСКУССТВО?
— Липецк — обычный провинциальный город со своими достоинствами и недостатками. В нем большое отделение Союза художников России, в которое входит много художников, но художников, занимающихся современным искусством, почти нет. Здесь совсем не развита институциональная система, развивается она очень медленно. Совсем недавно в городе после долгой реконструкции открылась галерея современного искусства «Буксир», и я хочу верить, что у нее получится сдвинуть лед.
Большие объекты паблик-арта требуют финансовой поддержки. Но пока в нашем городе наблюдается фундаментальная невостребованность современного искусства внутри общества. Да и бизнес-сообщество финансирует в основном производство бронзовых памятников из прошлого века.
На последние деньги купил часть распиленной черной BMW E39, два листа железа и сварочный полуавтомат, чтобы сделать инсталляцию «Хлопнуть дверью». После этого я несколько месяцев жил при финансовой поддержке брата, как Ван Гог...
Самая фатальная проблема Липецка, на мой взгляд, заключается в том, что нам пока не удалось сформировать художественную тусовку. Так что мне приходится придерживаться принципа «один в поле — воин». Например, более десяти лет по выходным я веду занятия в художественной студии с уклоном на практики современного искусства для детей от трех лет.
Я не оставляю попыток интеграции современного искусства в наш город. В 2021 году при моем содействии на межрегиональный фестиваль «Музей для друзей» приехали мои гениальные однокурсники «Свободных мастерских» ММОМА и заполнили Быханов сад Липецка современным искусством.
— ВЫ УЧИЛИСЬ И В ИСИ ИОСИФА БАКШТЕЙНА, И В «СВОБОДНЫХ МАСТЕРСКИХ» ММОМА. ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ПОДХОДЫ? ГДЕ КАКАЯ СПЕЦИФИКА?
— Сначала учился в «Свободных мастерских», а уже после в ИСИ, и я считаю, что это был абсолютно правильный шаг. Я не могу дать ответ на вопрос, что из этого выбрать, везде было полезно, плюс я точно знал, чего хочу, и не строил иллюзий. В «Свободных мастерских» насыщенная программа, в которой получаешь хорошую базу и где лекциями занят почти каждый день. В ИСИ программа двухлетняя, с семинарами, дискуссиями и выездными интенсивами — летняя и зимняя школа.
— ТЕМА ПОДМОСКОВНОГО ПАБЛИК-АРТ-ПРОЕКТА «БЫТЬ ЗДЕСЬ» — ВЗАИМОВЛИЯНИЕ РУКОТВОРНОГО И ПРИРОДНОГО. ВАМ ОНА КАЖЕТСЯ АКТУАЛЬНОЙ?
— Для меня ключевым в этой выставке было название «Быть здесь». Я здесь! И до последнего буду этого придерживаться. Сейчас очень нестабильное и травмирующее время, и для меня особенно остро стоит выбор мест, где могут выставляться мои работы. Недостроенная, заброшенная галерея перед лесом, на мой взгляд, подходящее и символичное место для искусства.
Я попытался сделать максимально адекватное, важное высказывание для сегодняшнего времени. И я уверен, что в будущем мне ни на секунду не будет стыдно за свою работу.
Бизнес-сообщество финансирует в основном производство бронзовых памятников из прошлого века
— СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ НУЖНО НА ПРОИЗВОДСТВО ТАКОГО МАСШТАБНОГО ОБЪЕКТА?
— Как вы поняли, «безумие и отвага» — мой главный девиз в большинстве проектов. И этот не стал исключением. От эскиза проекта до воплощения в жизнь прошло почти четыре месяца. Так как я не швея и не инженер и гигантской мастерской у меня тоже нет, на каждом этапе производства возникала какая-нибудь проблема, которую необходимо было креативно решать. Для создания инсталляции потребовалось 300 квадратных метров ткани, 7 тысяч метров ниток и 336 часов работы. Завершением был четырехдневный мучительный монтаж.
Мой объект, как будто неизвестное древнее чудовище, хтонический монстр, который вырывается из подземелья пола, заполняет собой пространство галереи и закольцовывается, прорываясь через большое окно наружу, на крышу. Это своего рода метафора разрастающейся тревожной мысли. Символично и важно, что это именно надувная инсталляция — эфемерная внутри, как и множество наших мыслей.
— КАКОВА ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА ОБЪЕКТА ПОСЛЕ ВЫСТАВКИ?
— О будущем этой работы я пока не думал. Демонтаж выставки — всегда самый грустный момент, ведь у таких работ не так много вариантов будущего: если случится чудо, она отправится, как артефакт, в какую-нибудь крупную коллекцию. Такого чуда лично у меня никогда не случалось. Второй вариант — уедет на долгое хранение на чердак или в гараж. Или будет просто уничтожена.
Все-таки site-specific-работы создаются именно для этого пространства, так что я не строю ложных иллюзий. Но верю, что в будущем смогу ее трансформировать во что-нибудь еще более грандиозное!
— ЕСТЬ ЛИ ЧТО-ТО, ЧТО ОТЛИЧАЕТ РАБОТУ С ДЕВЕЛОПЕРОМ ОТ ОСТАЛЬНЫХ КОЛЛАБОРАЦИЙ? КАК ОТНОСИТЕСЬ К ВЫХОДУ ИСКУССТВА НА СЦЕНУ НЕДВИЖИМОСТИ?
— В любой коллаборации есть ряд ограничений для художника. Художественный объект должен быть вписан в ландшафт, а не захватывать и апроприировать его. Кроме того, он должен соответствовать концепции и культурному коду пространства.
В рамках проекта «Быть здесь» по всем вопросам я общался только с куратором, и для меня это первый опыт сотрудничества, где девелопер (RDI. — Прим. ред.) дал художникам полную свободу высказывания и творчества. Это прекрасно, и этот опыт для меня был вполне позитивным. Мне кажется, что выход современного искусства на сцену недвижимости — это важно. Во всем мире это давняя, популярная и востребованная практика. Так люди приучаются видеть, привыкать, чувствовать и осознавать ценность искусства. Оно создает эксклюзивную идентичность места.
Символично и важно, что это именно надувная инсталляция — эфемерная внутри, как и множество наших мыслей
— ЧАСТО ДЕВЕЛОПЕРЫ ДЛЯ СВОИХ ПРОЕКТОВ ВЫБИРАЮТ ХОРОШО ЗНАКОМЫХ ПУБЛИКЕ ХУДОЖНИКОВ. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЭТОМУ И ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ЭТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
— Мне трудно ответить на этот вопрос. Возможно, они не готовы брать на себя ответственность за эксперименты с молодыми и менее опытными художниками. Тем более когда на кону стоит их репутация и большой бюджет. Судя по всему, мне, как и многим, остается только становиться хорошо известным и признанным.
— КАКОЙ СВОЙ ПРОЕКТ ВЫ СЧИТАЕТЕ САМЫМ УДАЧНЫМ И ПОЧЕМУ?
— На сегодняшний день «Темные структуры» — мой самый крупный и амбициозный проект. На него я потратил колоссальный временной и физический ресурс. На данном этапе результат превзошел все мои самые смелые ожидания. И где-то в душе очень хочется верить, что все не зря и проект не останется незамеченным.
Фотографии: обложка, 3, 6, 7 — Александра Птица, 1, 2, 4, 5 — личный архив героя