В кинотеатрах покажут один день из жизни маньяка, который восстает из мертвых и убивает компанию тинейджеров. «Нежить» встретили с восторгом на фестивале «Сандэнс» в начале этого года. Мы тоже посмотрели этот маленький канадский фильм ужасов с реками крови и кишками наружу и задумались, получилось ли сделать слэшер снова великим.

Автор: Артур Завгородний

 

«Нежить»/In a Violent Nature

В РОЛЯХ

Райан Баррет, Андреа Павловиц, Камерон Лав, Рис Пресли

РЕЖИССЕР

Крис Нэш

Убийца в маске, хижина в лесу, ребята отдыхают у костра и рассказывают страшные сказки на ночь, пока камера кружится вокруг них, а скромная девица доживает до финала.

Собрав традиционные жанровые ходы, режиссер Крис Нэш сделал классический слэшер, но вместо ужаса — пение птиц, хруст листвы и шум ветра. Однако главное, чем отличается этот слэшер от любого другого, — это взгляд. Зритель встает на место злодея и видит мир его глазами, как в вансентовском «Слоне».

Сначала режиссер скрывает лицо маньяка — камера нарочно уворачивается и почти всегда смотрит ему в затылок. Правда, потом в кадре появляется его обгоревшее лицо, которое он прячет под пролетарской маской.

 

 

Режиссер якобы сносит жанровые преграды и делает «взрослый» хоррор, превращая его в медленное кино. Злодей не торопится, не суетится, тихонько подкрадывается к жертвам и убивает их самым изощренным образом, то есть in a violent nature, ведь именно так звучит название этого как бы экспериментального фильма.

 

 

Перед нами такая же легенда, как «Пятница, 13-е», «Мой кровавый Валентин» и «Техасская резня бензопилой», но без какой-либо тайны. Мы знаем, что была какая-то бойня в лагере лесорубов и что золотой кулон достался маньяку от матери. В общем-то, с проклятого кулона и начинается сюжет. Ребята находят его в заброшенном сарае, убийца оживает, встает из-под земли и начинает охоту, чтобы вернуть украденное. Монстр воскресает. Легенда, которой пугают друг друга ребятишки у костра, становится для них явью.

 

 

«Чем все это обернется?» — спросите вы. По-моему, очевидно. Благо у маньяка на выбор и топор, и ножовка, и крюк. Режиссер берет проверенные жанровые приемы и абсолютизирует фигуру киллера. И внезапно оказывается, что быть убийцей в слэшере — это чудовищно скучно. Злодей бродит по лесу и убивает, снова движется неукротимо, как стихия (violent nature), и убивает.

Никакого музыкального сопровождения. Затяжной саспенс с долгими паузами разбавляют кровавые, местами даже изобретательные расправы. Но все эти длинноты не тревожат и не пугают, а, скорее, усыпляют. А в конце звучит притча о егере и медведе, которая якобы должна поразить зрителя. Зло не приходит просто так. И вообще, этот кошмар и есть жизнь, поэтому хранить тишину — единственный способ выжить.

Уже не раз было замечено, что сила хоррора — в эффектных сценах и образах, которые живут в отрыве от самих фильмов. Однако у Нэша нет ни ревизионизма, ни новаторства, а лишь знакомый рецепт слэшера.

«Нежить», говорят критики, ведет жанр в совершенно другом направлении. И это явно поворот не туда.

 

Фотографии: World Pictures