Prosto Jewelry: Локальная идентичность, украшения-мемы и экспансия на Балканы
Как уральский арт-бренд обосновался в центре Москвы и дебютировал на европейском рынке
Создательница бренда Маша Чуркин в ювелирном деле не только не новичок, но и полноправный продолжатель семейных традиций: ее дерзко-лаконичные дизайны, выросшие из любви к чистым формам, провокации и архитектуре родного Екатеринбурга, реализуются на базе двух производств, основанных отцом больше 30 лет назад. Сегодня Prosto — это целая бизнес-экосистема, включающая собственные магазины в Москве и Белграде, российский и европейский сайты, которые обеспечивают доставку заказов в соответствующих регионах, и направление ателье, работающее с индивидуальными заказами.
Текст: Рина Аникерг
Фотографии: Ксения Васильева
«Большой Город» встретился с Машей в Белграде и поговорил о предпринимательском пути, последних коллаборациях, уральской ювелирной сцене, переезде в Сербию и открытии там концепт-стора украшений.
Про семейный бизнес и рождение собственного бренда
— Я оказалась в ювелирном бизнесе еще до своего рождения: папа занимался украшениями с 80-х. За несколько лет работа на вторичном рынке дала понять: люди готовы покупать, но в стране не хватает товара. У папы были друзья в кружке авиамоделирования, как-то он пришел к ребятам и спросил: «Вам слабо сделать золотые часы?» Они приняли вызов. Так все и началось. Одно из наших производств, которое по сей день работает в Екатеринбурге, основано как раз на базе этого кружка.
К моменту моего рождения в 90-х компания серьезно разрослась, и даже мои ранние воспоминания связаны с тем, как папа приносит домой солидные ювелирные изделия в зиплоках и выкладывает на тумбочку, будто какую-то мелочь из карманов. Что ваши родители приносили с работы? Мой папа — бриллианты, для меня это было обыденностью.
У меня тогда не было понимания, сколько это стоит. Не было разницы в восприятии между тем, что сделано из серебра и из золота. Думаю, из-за этого у меня нет трепета перед ювелирными украшениями, который обычно присутствует у людей. Отсюда и пошло название Prosto — я ведь достаточно просто ко всему этому отношусь. Хотя с возрастом все же начинаю больше ценить тонкую работу и драгоценный сегмент.
В моем детстве все вокруг работали в папиной компании, даже дедушка, оставивший ради этого престижную карьеру, поэтому любое семейное торжество сводилось к обсуждению работы. Это вызывало у меня протест, и до определенного момента я думала, что не буду заниматься украшениями. Сначала хотела идти в журналистику, потом склонилась к фэшн-образованию и в итоге училась стайлингу в лондонском Istituto Marangoni. Первые украшения вышли как раз в период учебы, в 2015-м, в рамках III Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
Британская творческая система образования очень хорошо показывает, как работать с референсами и извлекать идеи. Нам дали задание: взяв за основу тему из истории искусств, создать из бумаги wearable object — одежду или украшение. Я вспомнила, что в Екатеринбурге бывала на экскурсии Леонида Салмина, и выбрала темой исследования архитектуру конструктивизма — то, чем действительно славится мой город. При проработке в бумаге уже нарисовались первые образы того, как превратить здания в украшения.
Приехав в Россию на каникулы, я поделилась своей идеей с подругой, занимавшейся арт-менеджментом. Она сказала: «У нас планируется III Уральская индустриальная биеннале, проводиться будет в здании гостиницы „Исеть“. У тебя же колье с этим зданием? Может быть, мы его выпустим». Так и получилось. Мы просто нарезали элементы из пластика, собрали на струны, что-то напечатали на 3D-принтере. Финиш и качество оставляли желать лучшего, но тогда это произвело фурор.
Когда я начинала, популярны были минималистичные базовые украшения, и слово «prosto» отражало эту эстетику. Сейчас через название мы транслируем, что проявляться просто — через украшения или в подарке любимой женщине. Я, например, люблю, когда к нам приходят мужчины за помолвочным кольцом. Они очень нервничают и, скажем, приходя в Cartier или Tiffany, попадают в какой-то другой мир, где им становится еще страшнее. А у нас более кежуальная обстановка, мы говорим: «No worries, сейчас мы все организуем, это нормально, что ты так себя чувствуешь, ты не должен разбираться в каратах, мы сейчас тебе все объясним».
Про знаковые коллаборации
— Мы в принципе начались с коллаборации — с III Уральской индустриальной биеннале. На тот же период пришлось несколько историй, связанных с селебрити. Кольцо нашего бренда дарили сэру Иэну Маккеллену. Рената Литвинова самостоятельно приобретала наш браслет «Динамо» в его стальной версии (об этом я узнала уже постфактум). Ольга Свиблова давала интервью в нашем колье «Исеть».
Если говорить о недавних кейсах, отмечу коллаборацию с моей подругой Катей Павловой из группы «Обе две». «Циники» — название ее последнего альбома, и мы выпустили одноименное кольцо. Взяли наш бестселлер — кольцо-бублик — и повторили на нем надпись с обложки альбома. Очень люблю этот проект, он такой нежный, не просто маркетинг, а что-то искреннее, родившееся из наших теплых чувств друг к другу. Многие респектовали нам за это, отмечали тонкий подход.
Есть еще свежая коллаборация с Beat Film Festival. Когда я только вернулась в Екатеринбург после университета и запускала первую коллекцию «Город», меня очень поддерживали и вдохновляли показы Beat Weekend. Все эти фильмы о творческих деятелях и предпринимателях мотивировали не останавливаться, продолжать путь. Алена Бочарова, соосновательница фестиваля, сыграла в моей жизни важную роль, стала для меня кем-то вроде ментора. Поэтому к 15-летию Beat Film Festival мы выпустили совместный мерч. Это наш классический овальный медальон, с одной стороны которого выгравировано сердце — первый логотип фестиваля, а с другой — надпись. Мы адаптировали слоган «Beat. Чтобы быть», соединив наши смыслы. Получилось «Просто чтобы быть». Я люблю такие проекты, потому что они строятся на личных взаимоотношениях с людьми, стоящими за брендами. В этом есть искренность, которую я так ценю.
Про становление бизнеса и критерии успеха
— В интервью нужно рассказывать, как все круто, но, по моим собственным оценкам, путь к определенным результатам занимает у меня слишком много времени. Реальность такова, что дело тут не только во мне. Постоянно возникают какие-то сложности: то пандемия, которая полностью меняет работу рынка, то уход из страны привычных рекламных инструментов. Новым серьезным ударом стало изменение налогообложения для ювелиров — его увеличили в десять раз буквально за день. Ко всему прочему сейчас рекордно низкая безработица, а ювелирное производство не та индустрия, куда охотно идут кадры.
Мои коллеги сталкиваются с теми же трудностями, но многие из них опережают меня по оборотам или чистой прибыли. Почему так? Думаю, это связано с тем, что я занялась бизнесом в 20 лет. В возрасте от 20 до 30 ты тратишь много времени на личное становление, на сомнения в себе. Когда люди начинают бизнес в 28 и становление их бренда приходится на 35, расклад совсем другой. У меня же на момент запуска бренда не было профильного бизнес-образования, и каждый год я чему-то училась. Я разбиралась, как управлять товарным остатком, как наладить поставки, как выстроить маркетинг, как работают сайты. Это огромный объем знаний, и, честно говоря, год в зарубежном университете стоил бы мне намного дороже. Я же получала практический опыт и параллельно умудрялась выходить в плюс — это уже достаточно хороший результат. Но, конечно, когда я говорю, что занимаюсь бизнесом уже семь лет, хочется большего.
Про точки продаж и открытие флагмана в Москве
— «Золотое яблоко» и Poison Drop, магазин More в Петербурге и универмаг Bolshoy в нашем родном Екатеринбурге — я обычно так много говорю о наших B2B-партнерах, но на самом деле большая часть моей работы связана с продажами B2C. Для меня это направление важнее, ведь только в таком формате возможно дать полноценный опыт коммуникации с брендом.
В январе 2022 года нам с мужем было скучно, мы бродили по Москве и смотрели помещения. В это же время закрывался партнерский магазин, где продавались украшения моего отца. Нам нужно было куда-то перевезти витрины. Тогда мы нашли помещение на Казакова. Оно выгодно отличалось от других: там уже был ремонт в стиле white box, можно было просто поставить оборудование и начать работать. Так мы и сделали. Вначале мы работали там сами, вдвоем, а со временем начала формироваться московская команда.
Сейчас мы удаленно работаем над редизайном магазина, чтобы он и наш обновленный сайт воспринимались как единое целое. В оформлении мы заигрываем с эстетикой рококо и миксуем ее с панк-элементами. Кодовое название проекта — «Принцесса-панк». Иногда все-таки хочется подерзить.
Про переезд и открытие магазина в Белграде
— Когда открывали магазин в Москве, сразу думали о том, что хотим проводить зимы где-то еще. Казалось, магазин для этого и нужен — быть базой, которая стала бы домом для бренда без нашего постоянного личного присутствия. Так все и сложилось. Вначале путешествовали по разным странам, в итоге остановились в Сербии.
Мы только прилетели в Белград, и сразу посыпались вопросы от друзей: «Когда ювелирный магазин?» Для начала я создала англоязычный аккаунт в соцсетях и запустила рекламу. С точки зрения потока заявок все оказалось проще, чем когда-либо. Этакий «голубой океан». Украшения оказались интересны не только экспатам из России, но и местным жителям. Я поняла, что нужно срочно все это куда-то приземлить, и договорилась с подругами, открывшими ногтевой салон Beba Beauty & Bar. Несколько месяцев мы провели в нем как корнер, но крепло желание выстраивать собственные точки контакта с покупателями. Однажды я шла мимо подходящего помещения и сказала: «Нам нужен этот локал (в переводе с сербского «помещение». — Прим. ред.)». Он идеально подходил по размерам и, как и московский, сдавался в формате white box, поэтому удалось обойтись без серьезного ремонта, въехать и начать работу.
Проекты в России и Сербии отличаются по наполнению. В России мы больше похожи на монобренд с небольшим количеством гостевых размещений. Здесь же это полноценный мультибренд: в Белград мы везем украшения, которые нравятся мне самой. На родине я бы расценивала их скорее как конкурентов, а здесь хочу представить аудитории. Так раскрывается моя субличность байера.
Пока наши резиденты — в основном мои друзья и приятели. У нас представлены бренды Arha Игоря Геращенко и Metal May моей подруги Ирины, оба из Екатеринбурга. Совсем недавно к ним присоединился бренд Moonswoon. Скоро приедет бижутерия Ama, названная так в честь японских ныряльщиц за жемчугом, и, хотя бренд московский, у него тоже уральские корни. Так как я смотрю на украшения широко, есть и не вполне ювелирный бренд Crazy Ryba — это рукава-воланы, которые можно превращать в воротники. Еще у нас можно найти уральский же бренд Sasha Chi.
Если смотреть дальше, то мне очень важно сделать бутик международным. Например, скоро к нам присоединится дизайнер из Венесуэлы, и, конечно, мы ищем сотрудничества с местными дизайнерами.
Про нюансы производства и ключевые модели
— Многие говорят, что Урал — это творческий край, но нельзя недооценивать роль прикладного в том, чтобы все это стало возможным. Думаю, феномен современной уральской ювелирной сцены во многом обусловлен наследием советской ювелирной промышленности в регионе. Несмотря на то что многие крупные производства пришли в упадок, сама школа осталась.
Что отличает российское ювелирное производство от европейского, так это готовностью наших заводов работать по контракту с дизайнерами, в том числе с теми, кто совершенно не знаком с ювелирным делом. Но, чтобы создать коммерчески успешное украшение, обязательно разбираться в технологии, ведь важно, чтобы изделие можно было оперативно произвести.
У меня, как можно заметить, есть некоторая зацикленность на шарах. И отчасти она продиктована технологией, которая используется на одном из наших ювелирных производств — том, которое в 90-х отец с партнером целиком перевезли из Израиля. Это уникальный набор оборудования, который сейчас больше ни у кого в России не представлен. Наши базовые модели, легковесные, но объемные, создаются именно на нем. Сейчас я пытаюсь отстроить эту технологию и за рубежом, но найти такое оборудование в той же комплектации крайне сложно. У нас внутри команды даже есть хештег #простоэтосложно.
Недавно мы запустили «Неваляшку», я ее просто обожаю. Идея родилась как раз из нашей базовой коллекции — мы решили ее гипертрофировать, поиграть с формой, и так в этой «игре в шарики» появилась «Неваляшка». Мне кажется, она получилась очень мемной. Есть у меня определение «украшение-мем» — это вещь, которая становится виральной и ассоциируется с брендом. Очень хочется, чтобы «Неваляшка» раскручивалась в эту сторону.
Шахматы, микробриллианты и вишенки мы делаем на другом производстве — основанном на базе кружка авиамоделирования. Коллекция MicroGEMs — одна из моих любимых, хотя кто-нибудь регулярно ехидничает: «А микроскоп к кольцу прилагается?». Сразу становится ясно, что человек не наш. Микробриллианты покупают не только из-за приятной цены. Идея в том, чтобы сделать первый шаг в мир украшений с бриллиантами. Я в окружении драгоценностей с рождения, но многие стесняются или боятся, не зная, как к этому подступиться. Тогда на пробу можно купить микробриллиант по цене акцентного украшения из серебра. А дальше уже решать: остаться на этом уровне, перейти на коллекцию «4C» с камнями посерьезнее, которую выпускают мои брат с отцом, или создать что-то персонализированное в ателье.
Ювелирное ателье — это история, работающая на моем личном бренде. Здесь все делается исключительно по запросу: какой камень нужен, такой и подбираем в пределах той суммы, которую человек готов потратить, ведь даже изумруд может стоить как 150 тысяч, так и миллион рублей. Такой формат украшений более близок моему отцу. Когда я уже наигралась в серебро и серийность, он показал мне, как работать с частным клиентом, насколько эта задача может быть творческой и интересной.
Про позиционирование, приоритеты и точки роста
— В Сербии, как и в России, мы относимся к премиальному сегменту. Цены начинаются от 3 тысяч рублей — столько стоит кафф. Средний чек сейчас составляет около 13 800 рублей. Правильное позиционирование (фирменный визуальный стиль, дизайн самих украшений, магазинов, сайтов, съемки бренда, визуал соцсетей, tone of voice) привлекает людей, уже готовых к таким суммам. Наша аудитория — не те, кто считает цену серебра за грамм. Основную стоимость в случае с подобными изделиями формирует работа и упаковка в широком смысле.
Здорово, что люди сами активно к нам идут — благодаря этому мы можем разбираться только с прикладными задачами (учетом товаров, таможней и прочим), а не со всей структурой бизнеса, включая привлечение лидов. В России работать с производством проще, потому что все отлажено и поставлено, но конкуренция там жесткая, да и баннерная слепота делает свое дело. Здесь все наоборот. Но такие условия держат мозг в тонусе.
Сейчас мы смотрим и в сторону сербской аудитории, она тоже начинает проявлять интерес к бренду. Одна из целей на следующий год — увеличить долю локальных клиентов и партнеров в портфолио. Мы, например, начали сотрудничество с ювелирной школой Creator из Нови-Сада, ее ученики могут выставлять свои работы у нас. Сделать магазин более международным, добавляя как региональные, так и зарубежные проекты, — моя точка роста на будущее. В планах завершить редизайн, в который входит обновление сайта, магазина и упаковки, более глубокая работа со смыслами и позиционированием, а значит, много новинок! И конечно, развитие направления ювелирного ателье.
Кстати, я раньше думала, что бизнес-процессы и производство — это по-настоящему важно, это серьезно, а мои социальные сети — только развлечение. А потом просто выкладываю фото камня, который вот-вот отправлю обратно поставщику, и его мгновенно покупают. Этот случай заставил меня пересмотреть свой подход и приоритеты. Я привыкла ставить личный бренд в конец списка, а он, выходит, должен быть на первом месте. Именно через него может прийти успех к остальным моим проектам.
Фотографии: Ксения Васильева, личный архив Маши