Sneaknfresh: Как сеть сникер-химчисток взлетела на рекламе в соцсетях и франчайзинге
Кейс основателя сервиса Дмитрия Моргунова
Бизнес сети чисток Sneaknfresh начался в 2020 году, когда большой фанат кроссовок и владелец салона лазерной эпиляции Дмитрий Моргунов встретил знакомого. Тот чистил обувь клиентов в барбершопе, пока им делали стрижку. Приятели решили объединить усилия: Моргунов понимал в бизнесе, а его друг — в чистке обуви. Начали с маленькой комнаты в барбершопе, где чистили обувь и отдавали заказы. По итогам 2023 года 100 точек Sneaknfresh показали выручку 148 миллионов рублей и 60 % прироста по сравнению с 2022 годом.
«Большой Город» публикует историю Дмитрия. Больше кейсов читайте в нашей рубрике «Предприниматели».
О серийном предпринимательстве
— Я родился в Рубцовске Алтайского края, маленьком городе с населением около 150 тысяч человек. Вырос в обычной семье: мама — учитель начальных классов, папа — военный. Учился хорошо, на четверки и пятерки, занимался дзюдо. Спорт люблю до сих пор: занимаюсь борьбой, участвую в соревнованиях, есть пурпурный пояс по джиу-джитсу, бегаю, пробую триатлон.
Когда пришло время выбирать, куда поступать, родители хотели, чтобы я поехал в Барнаул и поступил в педколледж на учителя физкультуры, чтобы продолжить семейную традицию.
За неделю до завершения срока подачи документов у меня внезапно щелкнуло в голове: я не желал быть физкультурником и жить в Барнауле. Подарочные деньги, которые я накопил, послужили толчком, и я решился на покупку билета до Новосибирска. Едва выйдя из поезда, я позвонил родителям и сообщил, что решил подать документы в университет Новосибирска. В пути я связался с другом из параллельного класса, узнал, куда он поступил, и тоже подал заявление в этот вуз. Так я оказался в геодезическом институте на факультете туризма и гостиничного бизнеса. Переезд в Новосибирск не был хорошо обдуманным: для меня важнее было просто попасть в университет. Но наличие слова «бизнес» в названии факультета мне приглянулось.
Во время учебы я пробовал разные работы: был официантом, барменом, охранником, администратором сети фитнес-клубов. Потом работал администратором в барбершопе, а затем продавцом в iQOS от Philip Morris. Именно там я познакомился с будущей женой. Позже мы взяли кредит на миллион рублей и уволились. Открыли салон лазерной эпиляции, жили экономно, делали ремонт сами. За неделю до открытия у нас осталось 6 тысяч рублей на двоих, но рекламная кампания сработала и клиенты пришли. В первый месяц мы получили 40–50 тысяч рублей прибыли. Так я и стал предпринимателем.
Об увлечении химчисткой обуви
— На третьем курсе устроился администратором в барбершоп, открытый молодыми предпринимателями. Этот опыт оказал значительное влияние на мою жизнь. Барбершоп назывался Cut Man, и я проработал там пять лет, продвинувшись до должности директора. Научился управлять бизнесом, нанимать сотрудников и контролировать процессы. Хотелось больше денег и красивой жизни, поэтому решил стать предпринимателем.
Спустя два года после открытия бизнеса вместе с женой я встретил знакомого, который чистил обувь клиентов в барбершопе во время стрижки. Он предложил мне сотрудничество: «Дим, у тебя есть опыт в бизнесе, а я умею чистить обувь, но не знаю, как привлекать клиентов. Давай работать вместе». Мне стало скучно заниматься только лазерной эпиляцией, поэтому я согласился. Будучи большим фанатом кроссовок, я нашел идею интересной.
О старте и быстром масштабировании
— Сначала в Sneaknfresh мы работали на энтузиазме в маленькой комнате, потом я настроил рекламу в инстаграме* и связался с блогерами. Пошли заказы, а когда началась пандемия, мы запустили рекламную кампанию с призывом разобрать гардероб и почистить старую обувь. Это сработало, и люди начали оставлять много заявок. Я сам начал ездить по городу и собирать обувь у клиентов.
Понимая, что в маленьком помещении не справимся, мы арендовали отдельную площадь. Сами сделали ремонт и наняли первых сотрудников. Средства на открытие взяли из заказов, собранных во время пандемии.
У меня появился старший партнер — эксперт по франчайзингу. Он помог разработать систему запуска сети чисток обуви — рынок только начинал формироваться. Это Александр Долгов, серийный предприниматель. Он запустил салоны лазерной эпиляции Laser Love, сеть закусочных «Чебурекми», точки шаурмы «Сеньор Денёр», сети пончиковых «П!» и доставки Magma, а также сеть хот-догов.
О клиентах
— Наша целевая аудитория — это люди, которые ценят свое время и не хотят тратить его на грязную работу. У них точно не менее десяти пар кроссовок.
О косметике и технологии
— Наша технология чистки обуви изначально основывалась на продуктах зарубежных брендов Angelus, Jason Markk и Crep Protect. Первые наборы средств заказывали из США и с российских маркетплейсов, но с ростом цен на импортные товары в 2022 году начали разрабатывать собственную линейку обувной косметики. Такое производство позволило снизить расходы и улучшить контроль качества. Ассортимент расширили, добавив пену, дезодоранты и водоотталкивающие средства.
Процесс чистки включает несколько этапов: сначала проводим сухую обработку, затем очищаем верхнюю часть, стельки и шнурки, каждый из которых обрабатываем вручную. Это требует особой аккуратности и внимания к деталям, что отличает процесс от традиционной химчистки одежды. Время на восстановление одной пары может занимать от трех до семи дней, в зависимости от сложности загрязнений.
О конкурентах
— Сегодня в России около 22 тысяч точек, предоставляющих услуги по химчистке и ремонту обуви. Из них 95 % занимаются либо ремонтом и реставрацией, либо только химчисткой. Специализирующихся на чистке точек около 1,1 тысячи. Объем услуг по чистке и ремонту оценивается в 50 миллиардов рублей в год.
Обычные химчистки не продвигают эту услугу, а качество работы у них часто бывает сомнительным. Уже через шесть месяцев после разработки концепции мы продали первые франшизы. 2021 год мы завершили с тремя партнерами в Воронеже, Омске и Санкт-Петербурге.
Мы создали специальный проект с гайдами и обучением чистке обуви. За обучение в компании отвечает технолог. База знаний включает техкарты с пропорциями косметики, видеоуроки с разбором методов чистки, онлайн-звонки в зуме, где технолог показывает, как работать с обувью, и офлайн-обучение в нашем цехе.
По итогам 2023 года у нас 100 точек по всей России, что позволяет обслуживать 43 тысячи клиентов. Выручка сети составила 148 миллионов рублей, что в 2,5 раза больше по сравнению с 2022 годом, когда она была 61,98 миллиона рублей. За год мы оказали 117 тысяч услуг, подтверждая высокий спрос на наши услуги. В 2024-м мы планируем достигнуть выручки в 278,52 миллиона рублей, в 2025-м — 630 миллионов. Эти показатели отражают не только успешное масштабирование бизнеса, но и растущую потребность в качественной чистке и ремонте обуви у клиентов. Также в 2024 году планируем открыть базу в Москве, чтобы сотрудники наших партнеров могли проходить полноценное офлайн-обучение.
О взаимодействии с франчайзи
— Мы работаем на совершенно новом рынке, который только начинает развиваться. В отличие от традиционных химчисток мы фокусируемся исключительно на обуви. Это дает нам возможность уделять больше внимания качеству услуг и внедрению инноваций. Партнерам предоставляем проверенную бизнес-модель и известный бренд, что способствует быстрому привлечению клиентов. Мы обеспечиваем обучение, маркетинговую помощь и консультируем по всем аспектам.
Начать работать с нами можно без крупных вложений — роялти составляет 20 тысяч рублей. Инвестиции до 2 миллионов рублей позволяют запустить успешный проект с устойчивым доходом и перспективами роста.
О планах и новых проектах
— В последнее время активно инвестируем в IT. Привлекли средства для разработки внутренней CRM-системы, чтобы оптимизировать работу с клиентами, аналитику, продажи и финансовый учет.
Существующие на рынке CRM, такие как YClients, используют календарную систему, что не подходит для нашего бизнеса. Клиенты приходят в любое время, и за день мы обрабатываем до 50 пар обуви. CRM для химчисток обуви неудобна, выглядит как гибрид Excel и 1С.
В данный момент наши франчайзи платят фиксированное роялти в размере 20 тысяч рублей, так как нет возможности контролировать каждую точку. С внедрением новой CRM-системы мы планируем перейти на модель, где роялти будет составлять 8 % от выручки и дополнительные 5 % на маркетинг. Это позволит более точно отслеживать финансовые показатели и улучшить взаимодействие с партнерами, обеспечивая прозрачность и эффективность работы.
В течение ближайших пяти лет мы планируем открыть тысячу точек в России и странах СНГ, а еще расширяем ассортимент косметики.
* Meta Platforms Inc., которой принадлежат Facebook и Instagram, признана властями России экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.
Фотографии: Sneaknfresh