С 12 по 22 сентября в 27 городах России, включая Москву, проходит очередной, уже 12-й по счету региональный фестиваль документального кино о новой культуре Beat Weekend. Зрители смогут увидеть лучшие фильмы из программы Beat Film Festival, собранные командой фестиваля на протяжении многих лет: фильмы о знаменитых бегунах, архитекторах, режиссерах, законодателях моды и многих других интересных личностях. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает о каждом фильме программы.

Автор: Иван Афанасьев

 

«Аалто»

Монументальная картина о знаменитом финском дизайнере и архитекторе Алваре Аалто, придумавшем свой узнаваемый почерк, названный интернациональным стилем. Режиссер фильма, многократная лауреатка ряда престижных наград, опытная документалистка Вирпи Суутари признавалась, что готовилась к этому фильму всю свою жизнь — и это чувствуется. «Аалто» сам напоминает архитектурное сооружение в скандинавском стиле — строгое, размеренное, выверенное до мелочей, но в нем таится много тепла человеческих рук.

«Бег — это свобода»

Любите ли вы бегать? Вне зависимости от ответа на этот вопрос фильм Пьера Мората расширит ваши представления об этом: это не только увлекательно поданная история одного из самых распространенных спортивных занятий, но и рассказ о том, почему те, кто занимается бегом, действительно любят это занятие. В частности, потому, что в него можно попасть и опытным бегунам, и начинающим любителям — но так было не всегда. Именно о том, как менялся этот вид спорта, как непрофессионалы побеждали профессионалов на дорожке и как бег менял и меняет жизни людей, рассказывает этот фильм.

 

 

«Без фильтров»

Энди Уорхол, Джек Николсон, Патти Смит, Лу Рид, Сьюзен Зонтаг — что объединяет этих (и многих других) людей? Всех их фотографировал Джеймс Хэмилтон, один из самых известных фотографов в мире, на протяжении десятков лет фиксировавший жизнь жителей Нью-Йорка на свою камеру. Фильм Д. В. Янга — это увлекательное интервью с Хэмилтоном, сделанное у него дома: в кадре появляется не только он, но и его знакомые, предметы интерьера, важные для фотографа, и, конечно же, его многочисленные снимки. А также Тёрстон Мур, солист группы Sonic Youth, и Уэс Андерсон, спродюсировавший этот фильм.

«Бонни»

Бонни Тиммерман — для киноиндустрии человек, без преувеличения, легендарный. Одна из самых авторитетных кастинг-директоров в Голливуде, она была известна тем, что постоянно искала и ищет по сей день все новых и новых звезд — говорят даже, что у нее в карманах всегда есть снимки актеров, чтобы в случае чего показать их продюсерам. Именно ее фигуре посвящен фильм Саймона Валлона, но это не только красивый портрет прекрасной женщины и суперпрофессионала. Это еще и увлекательный разговор о том, почему кастинг-директор в кино — фигура не менее незаметная, чем, например, каскадеры, но не менее же и нужная.

 

 

«Двадцать лет со „Смешариками“»

Закулисная история создания самого известного детского мультсериала в современной России, которому (представьте себе!) стукнуло 20 лет в прошлом году. И интересная на самом деле не только (и не столько) детям, а их родителям, да и просто тем, кто неравнодушен к отечественной анимации. Как минимум потому, что у зрителя есть возможность увидеть, как создается такая долгоиграющая история: с чего все начиналось, как появились на свет Копатыч и все-все-все, какие казусы случаются в процессе создания и почему все можно обратить в шутку. Если не самый, то точно один из самых добрых доков в программе фестиваля.

«Линч/Оз»

В этом году документалист Александр О. Филипп получил приз Венецианского кинофестиваля за фильм-исследование вокруг феномена «Техасской резни бензопилой». Это его излюбленное занятие: изучать кинематографистов под лупой, и один из лучших его фильмов — как раз скрупулезное изучение влияния мюзикла «Волшебник страны Оз» на творчество Дэвида Линча. Своими соображениями с режиссером делятся и другие кинематографисты — например, современный классик Дэвид Лоури. Получается увлекательная мозаика о том, из чего же состоят фильмы легендарного мастера сюрреализма.

 

 

«Мишель Гондри: DIY»

Яркий и искренний портрет одного из самых необычных режиссеров современности, автора таких фильмов, как «Вечное сияние чистого разума» и «Наука сна», а также многочисленных клипов для Бьорк, Бека, The Chemical Brothers, The White Stripes и других. Соответственно, многие из тех, с кем Гондри работал, появляются в кадре и много и увлеченно рассказывают о том, каково им работать с визионером, совмещающим высокий профессионализм с хулиганством, эстетику сказок — с грубой фактурой кинематографа. Снято Франсуа Неметой, который много работал с Гондри в качестве помощника режиссера.

«Нам Джун Пайк: Луна — первый телевизор»

Возможно, вы даже не знаете, кто такой Нам Джун Пайк. Но вы точно знаете, что такое видео-арт. Так вот, Пайк — один из тех, кто придумал такое направление в искусстве и воплотил его в жизнь. Он был художником, чьи перформансы были столь же странными, сколь и впечатляющими; коллеги называли его «ТВ-Буддой» — для него телевизор был средством для нового взгляда на мир вокруг, а не внутрь самого экрана. О нем, его творчестве и необычных экспериментах и рассказывает фильм Аманды Ким. В кадре появляются те, кто знал Пайка и работал с ним: от Марины Абрамович до Джона Кейджа и Йонаса Мекаса.

«Ник Кейв и The Birthday Party»

Режиссер фильма — уроженец Австралии Йен Уайт, полиглот, свободно говорящий на множестве языков (в основном азиатских). Но для фильма о своем земляке, легендарном музыканте Нике Кейве и его самой первой группе The Birthday Party он выбрал самый простой и доступный — язык хроники. Это пышущее чисто панковой, бьющей через край энергией кино о том, что собой представляла музыкальная сцена третьей четверти XX века, как безумцы, подобные Кейву и его друзьям, начинали свою карьеру и что общего между концертами и религиозными ритуалами. Много общего, между прочим!

 

 

«Рюити Сакамото: Последний концерт»

Уникальная в своем роде возможность увидеть буквально последний концерт в жизни легендарного композитора, автора саундтреков к «Последнему императору», «Выжившему» и другим фильмам, оставившим, как и Сакамото, заметный след в истории кино. Фильм снят на студии незадолго до его смерти — в кадре только он и пианино, больше ничего. За кадром — его сын Нео Сора (кстати, участник минувшего фестиваля в Венеции) и камера. Это обращение Сакамото к своим слушателям, к миру, который звучал в его музыке до самой смерти, черно-белое, но наполненное теплом и светом его удивительной музыки.

«CEO будущего»

Фильм — наблюдение за становлением студентов «лучшей в мире бизнес-школы швейцарского Университета Санкт-Галлена», каждый из которых одержим желанием стать лучше всех. Фильм не занимается морализаторством, не отвечает на вопросы «какой ценой строятся империи?», не судит своих героев. Режиссер Пит Баумгартнер просто предлагает взглянуть на мир людей, глубоко заряженных на успех, какое давление они испытывают, как вынуждены конкурировать за место под солнцем и что движет ими в принципе. Пять героев, семь лет рядом с ними — и все это за полтора часа.

«Colette, любовь моя»

Париж, улица Сент-Оноре, 213, — вам что-нибудь говорит этот адрес? Если нет, то вы не можете называть себя модником. Именно по этому адресу до 2017 года на протяжении двух десятилетий был открыт, пожалуй, самый известный бутик во Франции: Colette стал настоящей визитной карточкой города. Фильм Хью Лоусона-Боди рассказывает о феномене Colette, как и почему он стал популярен, почему закрылся и что это значит для модной индустрии. В кадре Вирджил Абло, Канье Уэст, Фаррелл Уильямс и другие значимые люди, а также Колетт Руссо и Сара Андельман, мать и дочь, две основательницы магазина, для которых этот фильм стал первым появлением на публике.

 

Фотографии: Beat Film Festival