автор: Катя Стрельникова

Скорее всего, вы хоть раз пытались, сидя на встрече, делать презентацию, параллельно отвечая в чатах. Тогда для вас не секрет, что качество такой работы и ваша ей удовлетворенность стремится к нулю. Многозадачность — очередной парадокс современной жизни. С одной стороны, создает иллюзию продуктивности, но в действительности мешает делать дела хорошо. Привычка делать несколько дел одновременно вредит и эффективности, и качеству выполненной работы, и, самое печальное, нашему психическому здоровью. Исследования показывают, что переключение между задачами требует больше энергии и времени, чем выполнение одной задачи за раз, а также увеличивает риск ошибок и снижает концентрацию.

Привычка концентрироваться на чем-то одном позволяет не только повысить эффективность, но и сохранить психическое здоровье.

Чем опасна многозадачность

Когда мы выполняем несколько дел одновременно, мозг вынужден переключаться между задачами, а это истощает ресурсы внимания. Исследования показывают, что многозадачность снижает продуктивность до 40 % и увеличивает риск ошибок

Кроме того, многозадачность негативно влияет на психическое здоровье: повышает уровень стресса и тревожности, вызывает эмоциональное истощение. Частое переключение приводит в возбужденное состояние и увеличивает уровень кортизола. А это путь к когнитивной перегрузке и тревожным симптомам, как следствие, даже депрессии.

При чем тут СДВГ

Сейчас мы все чаще слышим о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Для него характерна рассеянность и трудности с концентрацией, которые легко перепутать со спецэффектами от многозадачности. Когда мозг вынужден работать в условиях информационной перегрузки, это истощает внимание и приводит к усталости, что может напоминать симптомы СДВГ. Диагноз СДВГ есть далеко не у всех, кто находит у себя симптомы по чек-листу из интернета. И может быть поставлен только компетентным специалистом.

Как развить привычку делать одно дело за раз

Работа над одной задачей помогает снизить стресс, улучшить настроение. Делает нашу работу более эффективной и качественной. Но, конечно, с наскока перестроиться будет непросто. Есть смысл поставить себе цель, спланировать действия. И системно работать в этом направлении.

1. Научитесь планировать.

Исследуйте, какое количество дел и задач реально выполнить за день. Каждое утро определяйте, что можете сделать сегодня, не отвлекаясь на другие дела. 

2. Положите все дела в один календарь.

Если вы до сих пор пользуетесь календарем только для работы, предлагаем это пересмотреть. Когда дела не стоят в календаре, они имеют тенденцию врываться в день неожиданно и совсем не тогда, когда бы нам этого хотелось.

3. Выделяйте время на разные типы задач.

Определите конкретное время для работы с почтой, мессенджерами, на видеозвонки, создание презентаций, общение, бытовые дела и так далее.

4. Найдите свои триггеры и избавьтесь от них.

Во время работы с конкретной задачей убирайте все, что может вас отвлечь. Выключайте уведомления или включите режим «не беспокоить». Уберите ненужные в моменте приложения с экрана. А лучше сам телефон, если работаете за компьютером, и наоборот.

5. Тренируйте внимание и концентрацию. 

Чтобы научиться делать все это, нужно уметь замечать, когда мы переключаемся. И возвращать себя обратно. Это тоже процесс. Здесь могут помочь регулярные практики медитации и дыхательные упражнения.

Обложка: Polina Zimmerman — Pexels